Философия научного иммортализма
Научные материалы / Крионика. Настоящее и будущее / Философия научного иммортализма

Научный (или материалистический) иммортализм (от латинского слова immortalis - бессмертный) - философское направление, изучающее естественнонаучные основы возможности радикального (практически бесконечного) продления жизни человека, социальные аспекты существования общества, состоящего из бессмертных людей, а также мировозрение индивидуумов, которые хотят быть физически бессмертными (или жить неопределенно долго).

К ведению научного имммортализма относятся следующие основные вопросы: какие возможности предоставляет современная наука для радикального продления жизни; каким будет мир, если люди будут жить неопределенно долго; что нужно делать сейчас, чтобы долгая жизнь людей не порождала тяжелых социально-экономических последствий и проблем (например, чтобы не было проблем с жизненным пространством, необходимо уже сейчас тратить значительные средства на космические программы, связанные с колонизацией планет солнечной системы - таких как полет на Марс); какие изменения претерпят мораль, этика, семейные отношения и т.п.

В основном последователями этой философии являются люди, которые любят жизнь, не верят в загробное существование, хотят жить как можно дольше - и уверены в том, что достичь этого можно на основе научных достижений.

Возникновение научного иммортализма связано с именем русского философа второй половины XIX века Николая Федорова. Взгляды Федорова оказали большое влияние на Достоевского, который разделял его идеи и верил в физическое бессмертие (в форме воскрешения, которое будет осуществлено людьми будущего): "Мы здесь, т.е. я и Соловьев по крайней мере, верим в воскресение, буквальное, личное и в то, что оно будет на Земле". Сторонниками учения Федорова также были Л. Толстой, В. Соловьев, К. Циолковский, В. Маяковский, Л. Красин, А. Платонов, Б. Пастернак, и многие другие менее известные личности. Главной идеей основных работ Федорова (изданных под названием Философия общего дела) было объединение усилий всех людей с целью воскрешения предков. Однако, способ, с помощью которого Федоров предлагал воскрешать умерших, с точки зрения современной науки не может быть осуществлен на практике (хотя, теоретически возможность воскрешения всех живших людей сверхмощной цивилизацией далекого будущего не противоречит современной физической картине мира ). Поэтому, а также потому, что практическая реализация любых других способов продления жизни (например, средствами генной инженерии и молекулярной медицины или путем переноса человеческой личности в компьютер) потребует десятилетий исследовательской работы, в настоящее время большинство последователей философии научного иммортализма связывывают свои надежды на неопределенно долгую жизнь именно с криостазом и с последующим оживлением будущими медицинскими технологиями.