Таблицы упражнений лечебной физкультуры
Научные материалы / Вегето-сосудистая дистония / Таблицы упражнений лечебной физкультуры

 

Таблица 1

 

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность, мин

Методические указания

Цель занятия

Вводный

 

Стоя

 

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуют с динамическими дыхательными в соотношении 1:3

 

5-6

Ритмичная в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно со средней и большой амплитудой движения в суставах

 

Постепенная адаптация организма к возрастающей физической нагрузке

 

Основной

 

Сидя

 

Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям

5-6

 

Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями

 

Стимуляция периферического кровообращения и функции внешнего дыхания

Стоя

 

Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног

5-6

 

Чередовать с дыхательными упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов

Повышение реактивности сосудистой системы в связи с изменением положения туловища, головы; тренировка вестибулярного аппарата, улучшение функции ЦНС

 

Сидя и стоя

 

Упражнения для рук, ног, туловища,  чередовать с упражнениями на гимнастической стенке (типа смешанных висов) и с дыхательными

 

5-6

 

 

 

Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системы

Стоя

 

Малоподвижные игры с мячом (эстафета, переброски др.) и короткие перебежки

 

5-6

 

Регулировать эмоциональную реактивность больного, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения

 

Создание положительного эмоционального фона, отвлечение больного от субъективных проявлений болезни, стимуляция обмена веществ

 

Заключи­тельный

Стоя

Ходьба обычным шагом и ус­ложненная, упражнения на рас­слабление мышц туловища, рук, ног, дыхательные стати­ческие упражнения

5

Ходьба ритмичная в спокой­ном темпе

Снижение общей физической и психоэмоциональной на­грузки

 

 

 

 

 

Всего ...

30-35

 

 

 

 

 


 

Таблица 2

 

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность,

мин

Методические указания

Цель занятия

Вводный

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног

5

Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения, обмена и функции внешнего дыхания

 

Основной

Лежа с приподнятой головой

Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна

5

Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений -дыхание глубокое

Улучшение крово- и лимфообращения в брюшной и тазовой областях, уменьшение венозного застоя, увеличение подвижности диафрагмы, стимуляция функции органов пищеварения

 

Стоя

Ходьба простая в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения

 

2-3

Следить за ритмом дыхания

Повышение общей нагрузки с использованием вспомогательных факторов кровообращения

Заключи-тельный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные динамические, затем статические упражнения

6-7

При движениях не делать резких движений головой

Снижение общей нагрузки на организм

 

 

Всего ...

18-20

 

 

 

 

 

Описанные выше 2 комплекса упражнений проводят в небольших  группах, упражнения для каждого конкретного случая подбираются с учетом специфики занимающегося контингента и уровня его подготовленности.