Таблица 1
| 
   Раздел занятия  | 
  
   Исходное положение  | 
  
   Упражнения  | 
  
   Продолжительность, мин  | 
  
   Методические указания  | 
  
   Цель занятия  | 
 |
| 
   Вводный 
  | 
  
   Стоя 
  | 
  
   Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуют с динамическими дыхательными в соотношении 1:3 
  | 
  
   5-6  | 
  
   Ритмичная в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно со средней и большой амплитудой движения в суставах 
  | 
  
   Постепенная адаптация организма к возрастающей физической нагрузке 
  | 
 |
| 
   Основной 
 
  | 
  
   Сидя 
  | 
  
   Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям  | 
  
   5-6 
  | 
  
   Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями 
  | 
  
   Стимуляция периферического кровообращения и функции внешнего дыхания  | 
 |
| 
   Стоя 
  | 
  
   Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног  | 
  
   5-6 
  | 
  
   Чередовать с дыхательными упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов  | 
  
   Повышение реактивности сосудистой системы в связи с изменением положения туловища, головы; тренировка вестибулярного аппарата, улучшение функции ЦНС 
  | 
 ||
| 
   Сидя и стоя 
  | 
  
   Упражнения для рук, ног, туловища, чередовать с упражнениями на гимнастической стенке (типа смешанных висов) и с дыхательными 
  | 
  
   5-6 
  | 
  
   
 
  | 
  
   Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системы  | 
 ||
| 
   Стоя 
  | 
  
   Малоподвижные игры с мячом (эстафета, переброски др.) и короткие перебежки 
  | 
  
   5-6 
  | 
  
   Регулировать эмоциональную реактивность больного, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения 
  | 
  
   Создание положительного эмоционального фона, отвлечение больного от субъективных проявлений болезни, стимуляция обмена веществ 
  | 
 ||
| 
   Заключительный  | 
  
   Стоя  | 
  
   Ходьба обычным шагом и усложненная, упражнения на расслабление мышц туловища, рук, ног, дыхательные статические упражнения  | 
  
   5  | 
  
   Ходьба ритмичная в спокойном темпе  | 
  
   Снижение общей физической и психоэмоциональной нагрузки  | 
  
  | 
 
| 
   
 
  | 
  
   
 
  | 
  
   Всего ...  | 
  
   30-35  | 
  
   
 
  | 
  
   
 
  | 
  
  | 
 
Таблица 2
| 
   Раздел занятия  | 
  
   Исходное положение  | 
  
   Упражнения  | 
  
   Продолжительность, мин  | 
  
   Методические указания  | 
  
   Цель занятия  | 
 
| 
   Вводный  | 
  
   Сидя на стуле  | 
  
   Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног  | 
  
   5  | 
  
   Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными динамическими упражнениями  | 
  
   Стимуляция периферического кровообращения, обмена и функции внешнего дыхания 
  | 
 
| 
   Основной  | 
  
   Лежа с приподнятой головой  | 
  
   Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна  | 
  
   5  | 
  
   Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений -дыхание глубокое  | 
  
   Улучшение крово- и лимфообращения в брюшной и тазовой областях, уменьшение венозного застоя, увеличение подвижности диафрагмы, стимуляция функции органов пищеварения 
  | 
 
| 
   Стоя  | 
  
   Ходьба простая в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения 
  | 
  
   2-3  | 
  
   Следить за ритмом дыхания  | 
  
   Повышение общей нагрузки с использованием вспомогательных факторов кровообращения  | 
 |
| 
   Заключи-тельный  | 
  
   Сидя на стуле  | 
  
   Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные динамические, затем статические упражнения  | 
  
   6-7  | 
  
   При движениях не делать резких движений головой  | 
  
   Снижение общей нагрузки на организм  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   Всего ...  | 
  
   18-20  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 
Описанные выше 2 комплекса упражнений проводят в небольших группах, упражнения для каждого конкретного случая подбираются с учетом специфики занимающегося контингента и уровня его подготовленности.
