Врачебная тайна
Научные материалы / Врачебная тайна
Страница 1

Медицинская деонтология учит тому, что в ряду иных специалистов врач особенно часто оказывается облада­телем наиболее сокровенных, интимных сведений, по­лучаемых от обслуживаемых им больных. Такая ин­формация о сокровенных мыслях и переживаниях боль­ного оказывается наиболее исчерпывающей и точной, а следовательно, и ценной для врача всегда тогда, ког­да больной убежден в доверительном характере своих сообщений и сохранении излагаемых сведений в глубо­кой тайне, т. е. в строгом сохранении профессиональной тайны. Не случайным является то, что доверие к врачу пропагандировалось еще в древние времена. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача—никогда».

С древнейших времен известно существование поло­жений о врачебной тайне, которые были довольно ши­роко представлены в известной клятве Гип­пократа: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я ни увидел и ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разгла­шать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной",

а также в задолго предшествовавших ей клятвах жрецов.

Следует особое внимание из этого обратить на то, что не все сведения, полученные от больного являются тайной, поэтому врач должен критически оценивать их. И в этом заложен большой гуманистический смысл.

Врачебная тайна связана не только с тем, что больной или его род­ственник может сказать врачу что-то сокровенное, о чем никто не должен знать из близких и соседей. Существенным обстоятельством может быть также и то, что врач осматривает всего больного в его первозданном ви­де и видит все принадлежащие ему физические достоинства и недостат­ки. И о них тоже никто не должен знать. На данное обстоятельство обра­щали внимание врачи уже далеких от нас времен.

Еще в средние века в одной из грузинских врачебных книг "Цигин саакимон" говорилось по это­му поводу: "В трех случаях врачу вполне доверять больше всякого другого случая. Первый случай касается жизни человека. Второй связан с его иму­щественными благами, третий связан с охраной семейной чести. Когда врач придет в семью, никто не должен скрываться от него, молодые де­вушки должны показываться ему, разрешать щупать пульс и доверять, как пастырю. И они не должны скрывать ни одной части тела от врача, не ута­ивать ни одной жалобы, не скрывать ни одной болезни и душевной тайны. Врач должен быть строгим хранителем, и. надлежит ему быть любящим и преданным делу. Если врач не будет таким, он враг, и не следует допус­кать его в дом . Если врач полностью будет владеть медицинской наукой и будет с легкой рукой и всеми любящий, то милостью всевышнего, что только не дает больному его рука, все пойдет на пользу"

(Цигин саакимон (Врачебная книга). Отсюда и вытекает правило, что если врач узнал о человеке как о нем самом, так и о том, что волнует его, все это должно сохраниться лишь в его памяти. Первые указания на запрещение врачом разглашать профессиональную тайну содержали такие законода­тельные акты, как эдикт курфюрста Бранденбургского Иоакима 1 (1512), Прусский врачебный эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794), французский Соde Репаl (1810) и др.

Во всех законодательных актах феодальных или бур­жуазных государств учение о врачебной тайне включа­ло два главных положения: прежде всего констатацию того, что врач должен сохранять в тайне все те сведе­ния, которые доверены ему больным, а кроме того, что в определенных случаях закон обязывает его донести до властей те сведения, которые в своем содержании могут хранить опасные тенденции для общества (так, например, сведений о заразных, инфекционных болез­нях; о замышляемых общественно опасных, преступных действиях и др.).

В целом в документах разных стран и времен пони­мание врачебной тайны было весьма пестрым: от абсо­лютного запрещения врачу нарушать ее во всех случа­ях до полного отрицания врачебной тайны как юриди­чески закрепленного акта и выбора врачом решения, исходя из его нравственных, этических обязательств.

Дореволюционные врачи России в этом вопросе руководствовались "Факультетским обещанием", в котором значилось: "Обещаю . свято хра­нить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказывае­мого мне доверия."

Эта этическая сторона в деятельности специалиста имеет большое значение, так как существует немало различных заболе­ваний, о которых больной может поведать только врачу. И если довери­тельный откровенный разговор больного с врачом станет известным ши­рокому кругу знакомых больного, то такой врач, разгласивший тайну стра­дающего, навсегда потеряет у него не только авторитет, но и всякое до­верие. Таким образом, в соблюдении врачебной тайны заинтересованы обе стороны. Поэтому принцип ее соблюдения сложился в далекие вре­мена, когда врачи не входили ни в какую корпорацию, не работали в ка­ких-либо медицинских учреждениях, а были своего рода "ремесленника­ми", основное занятие которых было врачевание. В таких условиях потеря авторитета врача была связана и с экономической стороной, так как врач мог лишиться многих гонораров. Поэтому принцип соблюдения врачебной тайны носит общечеловеческий характер, независимо от социального уст­ройства общества. Он стал как бы неписаным правилом, распространен­ным повсюду.

Страницы: 1 2 3