Истоки скорой помощи
Страница 5

В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинское обслуживание массового мероприятия, посвященного открытию па­мятника Н. В. Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков, которые активно поработали, оказы­вая первую помощь участникам празднеств. Хорошая организован­ная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в москов­ской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз под­твердил свою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станции скорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании Общества: «Мы пришли к такому заключению, что при осуществлении нашего дела в Моск­ве на первых порах необходимо учредить одну центральную стан­цию, а впоследствии по мере развития дела возможно будет учреж­дать филиальные станции в различных частях города». В его планы входила закупка шести карет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительным подсчетам, на это требова­лось около 30 тысяч рублей, а годичное содержание такой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствами Об­щество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осущест­виться.

Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председа­теля Сулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошат­нули деятельность Общества. Финансовое положение Общества не­льзя было назвать удовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и оборудования санитарного автомоби­ля. Станция эта была открыта на Долгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества и студенты медицинского факульте­та. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в ра­диусе Земляного вала и Кудринской площади.

По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должна поддержать их в упорной борьбе, начатой Сули­мой, за передачу всех имеющихся карет в ведение Общества, окон­чательно разорвав узы, связующие их с полицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям. Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил: «Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда упра­ва, может быть, пойдет навстречу этой организации».

В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в армейских условиях, в каче­стве подвижного лазарета. Этот труд положил начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьбе развития скорой медицинской помощи. Материаль­ные ресурсы были переориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И. Кузнецовой, Долгоруковская стан­ция прекратила свое существование, а единственный в Москве сани­тарный автомобиль, принадлежавший Обществу скорой помощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работу станции Петрограда и многих других крупных городов России.

В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимается вопрос о создании в Москве скорой помощи. В город­ском самоуправлении выступает с докладом о необходимости ор­ганизовать скорую медицинскую помощь в городе доктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печати появляется статья доктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыре подстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской и I Градской больницах. Но вопрос этот так и не был решен. Москва оставалась без скорой помощи.

Страницы: 1 2 3 4 5