Заключение

На Востоке выделяют два типа учителя. Первый учитель, являясь великолепным мастером, достигшим невероятных высот в овладении техникой, совершенно неспособен передать свои знания ученикам. Причины своих неудач на этом поприще он склонен видеть в тупости и недостаточном усердии своих учеников, забывая, что когда-то сам находился в начале пути. Учитель второго типа, в отличие от первого не блистающий совершенством техники, настолько сильно сопереживает своим ученикам, настолько заинтересован в их профессиональном росте, что добивается того, что ученики показывают блестящие результаты и через всю жизнь проносят чувство почтения и благодарности наставнику за проявленное внимание, заботу и терпение.

Совершенно очевидно, что унифицированный подход к обучению спортсменов разного возраста и уровня физической подготовки не только малоэффективен, но даже вреден для здоровья и психики последних. Все большую актуальность приобретает индивидуальный подход к каждому отдельному ученику, требующий учета таких факторов, как состояние его здоровья, психическая устойчивость, темперамент, особенности восприятия и мышления, психологический климат в семье и характер отношений с социумом, мотивы выбора данного вида спорта. Необходимо отойти, наконец, от закоснелых представлений тренеров первого типа, которые, в сущности, тренерами не являются. О-Сэнсэй Уэсиба на этот счет высказался предельно четко: “Если хочешь найти хорошего учителя, сторонись равнодушного!” (1).

Итак, для повышения отдачи со стороны учеников, особенно детей и подростков, являющихся, без преувеличения, “надеждой айкидо”, “самым перспективным вложением”, необходимо хорошо знать, как меняются психика и физиология человека с возрастом, и уметь использовать сильные стороны каждого этапа развития человека для максимального раскрытия его потенциала.