На 2-м году жизни удлиняется период бодрствования ребенка, он много ходит, бегает, что создает условия для активного познания окружающего мира. Движения его становятся более координированными, контролируются зрением. На 3-м году жизни ребенок вполне ориентируется в окружающей его среде, чему содействует дальнейшее развитие речи, запас слов достигает 1200 -- 1500. Ребенок может самостоятельно умываться и одеваться. На 4-м году происходит дальнейшее совершенствование речи; в поведении ребенка, несмотря на преобладание процессов возбуждения, намечается нарастание роли торможения. Речь оказывает существенное влияние на высшую нервную деятельность ребенка и его поведение.

К 5 --7 годам поведение ребенка, его познания свидетельствуют о завершении развития высшей нервной деятельности. Речь его становится более связной, ребенок может описать свои впечатления, мысли, может быть собеседником взрослого.

С учетом возраста, физического и нейропсихического развития ребенка организуют режим -- распорядок дня. Правильно построенный режим имеет огромное значение для воспитания ребенка. Начиная с периода новорожденное™, важно установить определенный режим.

Прежде всего новорожденному устанавливают режим кормления, так как большую часть дня у него занимает сон. Ребенок просыпается перед кормлением лишь от чувства голода. Постепенно периоды бодрствования удлиняются (рис. 4). С 6 --8 нед при правильном кормлении ребенка намечается определенный ритм сна и бодрствования. Кормление обычно проводят после пробуждения ребенка, затем он бодрствует от Р/2 до 2 ч. Сон полезно проводить на воздухе.

Детей до 5 мес кормят 7 -- 6 раз с интервалами 3 -- 3 1/2 ч, в течение дня они должны спать по Н/'г -- 2 ч, т. е. 3 -- 4 раза. С 5 мес детей кормят 5 раз, промежутки между кормлениями удлиняют до 4 ч, дети спят днем 3 раза. С 9 --10 мес устанавливается двукратный дневной сон, бодрствование занимает от 21/2 до ЗУг ч подряд. С з лет дети спят днем один раз, около 3 ч, бодрствование занимает 41/з -- 6 ч. Таким образом, с возрастом период бодрствования постепенно удлиняется (см. рис. 4). В часы бодрствования детям необходимо уделять внимание. Над кроваткой следует подвешивать яркие игрушки, которые время от времени заменяют. Со 2-го года жизни дети начинают общаться со своими сверстниками, особенно при проведении игр. В определенное время дня организуется прогулка, которая имеет большое познавательное значение. Как дома, так и в детских коллективах необходимо прививать детям различные навыки. Одним из важных навыков является аккуратный прием пищи. Уже с момента введения прикорма (5 -- 6 мес) начинают прививать этот навык (надевание нагрудника, кормление с ложечки), позже ребенок начинает самостоятельно пользоваться чашкой, ложкой. Нужно, чтобы он знал свою посуду. В более старшем возрасте детей приучают мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, носовым платком, ухаживать за полостью рта. Необходимо приучать детей к опрятности в одежде.

Все полученные в дошкольном возрасте навыки должны закрепляться в школьном возрасте. В этот период в связи с посещением школы изменяется режим дня ребенка, он должен приспособиться к новому распорядку дня. Важно, чтобы и школьник принимал пищу в определенное время и достаточно спал.

Страницы: 1 2