Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихся
Научные материалы / Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихся
Страница 10

Возможными причинами ЦРС у детей раннего возраста являются высокий уровень билирубина и недоношенность. В первом случае ЦРС – следствие токсического действия билирубина на центральную нервную систему и слуховые центры в частности. Во – втором случае ЦРС связаны с нарушением процессов созревания нервных центров.

Выраженные ЦРС проявляются у детей с сенсорной алалией и сенсорной афазией. ЦРС разной степени выраженности выявляются у детей с разными нарушениями речи – аутизмом, врожденными расщелинами неба, дислексией, алалией, дисграфией, дизартрией, умственной отсталостью (№40, с. 69).

В России не принято ставить диагноз «ЦРС» у детей. Как правило, в этих случаях используется термин сенсорная алалия. При этом она рассматривается как нарушение развития восприятия речи у детей при нормальных порогах слуха и интеллекте. Такие дети хорошо воспринимают неречевые звуки (обнаруживают, различают, узнают звуки окружающей среды, звучания игрушек), но не понимают речь. Дети не понимаю значения слов, хотя могут их повторить. Предполагается, что это обусловлено поражением височных зон коры больших полушарий мозга в перинатальный период (или нарушением их созревания). Диагноз устанавливается обычно после трех лет, когда на основании обследований и наблюдения динамики психомоторного и речевого развития ребенка удается исключить наличие периферического снижения слуха и грубой задержки общего психического развития (№15, с. 63).

Чистые случаи сенсорной алалии встречаются редко. Обычно у детей имеются также небольшое снижение слуха вследствие поражения периферического отдела слуховой системы (Сенсоневральная тугоухость I, II степени) и различная степень задержки общего психического развития.

Сенсорная афазия – нарушение восприятия речи вследствие повреждения корковых центов слуховой системы в результате травмы или нарушения кровоснабжения. При афазии в отличии от алалии предполагается, что у ребенка нарушается раннее сформированная способность восприятия речи. Как правило, это происходит при повреждении височной зоны (зоны Вернике) левого, доминантного для речи полушария. Левое полушарие является доминантным для реи не только для правшей, но и у большей части левшей (№27, с. 45). Ввиду высокой компенсаторной способности мозга в детском возрасте у детей стойкое расстройство речевосприятия наблюдается обычно при двухстороннем повреждении височных зон мозга.

ЦРС характерны и для детей с периферической тугоухостью, у которых они могут быть связаны как с первичным поражением слуховых центров, так и с их вторичным недоразвитием вследствие слуховой депривации. У тугоухого ребенка с вторичным недоразвитием ЦРС уменьшаются и исчезают по мере использования слухового аппарата и слуховой тренировки в процессе занятий с сурдопедагогом. Отсутствие положительной динамики в восприятии слуховых сигналов и речи в этом случае может быть признаком наличия у ребенка сопутствующих первичных поражений слуховых центров (№15, с. 65).

1.2.4. Степень снижения слуха.

В большинстве случаев при нарушениях слуха понижается слуховая чувствительность. При этом ребенок в зависимости от степени нарушения слышит только звуки средней ли большой громкости.

В этих случаях имеет место тугоухость. Важную роль играет также расстояние, с которого ребенок слышит звуки, поскольку звук ослабевает с увеличением расстояния между источником звука и слушающим. При больших потерях слуха ребенок слышит только очень громкие звуки на близком расстоянии (глухота). Важно помнить, что полная глухота встречается крайне редко. Даже при очень большой потере слуха ребенок слышит громкие низкочастотные звуки (звук барабана, стук в дверь) (№15. с. 66).

Для оценки степени снижения слуха используется понятие порог слуха – минимальный уровень звука, который слышит человек. При определении степени слуховых потерь оценивают пороги слуха на тоны разной частоты. Эта процедура называется аудиометрией.

Степень снижения (потери) слуха, или степень тугоухости , определяется как среднее арифметическое значение тональных порогов слуха по воздушной проводимости в диапазоне основных частот речи. В международной классификации степень потери слуха оценивается в основном речевом диапазоне 500 – 4000 Гц, при этом оцениваются средние пороги слуха для тонов 500, 1000, 2000, 4000 Гц.

В зависимости о степени снижения слуха выделяют I, II, III, IV степени тугоухости и глухоту. В представленной нами таблице приведены характеристики слухового восприятия при разной степени снижения слуха в соответствии с международной классификацией:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15