Этические проблемы трансплантологии
Научные материалы / Этические проблемы трансплантологии
Страница 8

Эти «явления» вопиют о том, что даже такая фундамен­тальная цель, как спасение человеческой жизни, требует соблюдения множества условий, среди которых соблюде­ние свободы и добровольности, т. е. ценностей, которые составляют суть самопожертвования.

В православной этической традиции никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собою во имя спасения жизни человека. Напротив, «нет больше той любви, как если кто по­ложит душу свою за друзей своих» (Ин., 15: 13). Сама жерт­венная смерть Спасителя является свидетельством этической ценности самопожертвования. Но самопожертвование, как сознательное и добровольное действие человека, исключает любое внушаемое воздействие и насилие. Определенным ви­дом нравственного «насилия», с нашей точки зрения, может стать превращение человеческой способности к жертвенно­сти в норму, или правило, или новый критерий гуманности.

Практика трансплантации органов вышла сегодня из уз­коэкспериментальных рамок на уровень обычной медицин­ской отрасли. Своей несоразмерностью этическим христи­анским ориентациям она небывало увеличивает социаль­ную опасность ошибки, которая может оказаться гибельной для каждого человека и для культуры в целом.

Найти, понять и принять меру сотворчества Бога и чело­века в спасении Жизни — это действительно непростая за­дача разумного отношения к этическим проблемам транс­плантации. Но путь разума, и особенно разума нравствен­ного, не исключает, а напротив, предполагает и запреты, и самоограничение. Для религиозной нравственной филосо­фии очевидно, что все разумное имеет свои пределы, бес­предельны только глупость и безумие.

Страницы: 3 4 5 6 7 8