Необходимое — наличное = Δ (рассогласование)

Если возникшее рассогласование оценивается как лично значимое, то вызывает побуждение к действиям по его усмотрению.

Итак, рассмотренные точки зрения на сущность потребности содержат ряд непреложных фактов:

1. Потребность тесно связана с нуждой; понимается нужность чего-то, желанность чего-то.

2. В потребность личности входит потребностная ситуация, которая отражает возникновение нужды и служит сигналом о необходимости удовлетворения возникшего желания.

3. Возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, т.е. необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма.

4. Необходимость разделения «потребностей организма» и «потребностей личности».

В результате взаимодействия первичных, природных потребностей возникают вторичные (социальные), которые формируются в онтогенезе в процессе социализации человека, в том числе в процессе воспитания. Вторичные потребности не подменяют первичные (базовые), а вместе с ними побуждают активность человека.

Образование потребности — это стадиальный процесс. Хотя этот вопрос практически не изучен, ученые выделяют 3 этапа формирования потребности:

1. Стадия развития мотивации (формирование потребности).

2. Неосознаваемая модальность мотивации.

3. Стадия осознания потребности.

Необходимо рассмотреть классификацию потребностей, т.к. наше исследование посвящено изучению потребностно-мотивационной сферы и будет строиться по типологии, без которой невозможно психодиагностическое измерение.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве) и социальные (потребность в общении, труде, в общественной деятельности, признании др. людьми и т.д.).

Зарубежная психология не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. У. Макдауголл выделяет 19 инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования).

Г. Мюррей (1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, независимости, понимании и др.

Э. Фромм (1998) считает, что у человека есть социальные потребности: в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании и др.

Выделяют также и группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в справедливости.

Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их в группы:

1. Физиологические

2. Потребности в безопасности

3. Потребности в социальных связях

4. Познавательные

5. Эстетические

6. Потребности в самоуважении

При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой и последней. Вероятно здесь Маслоу делает ошибку. Стоит предположить, что все мотивы развиваются одновременно и относительно самостоятельно.

Страницы: 1 2 3 4