Историческая справка
Научные материалы / Алкоголь / Историческая справка

 

Паситесь Мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь;

Наследство их из рода в роды-

Ярмо с гремушками да бич.

А.С. Пушкин.

 

Для начала я хотел бы отметить, что большая часть фактов, представленных в этом разделе взята мною из книги “Путь к трезвости”, авторы которой указаны в разделе “используемая литература”.

История появления вина в жизни человечества освещена достаточно подробно. Вино, как таковое, появилось из-за незнания способов хранения фруктов. Оставленные на хранение без предварительной обработки фрукты, выделяли сок, который, бродил, но его продолжали использовать в питании, так как на изобилие свежей пищи рассчитывать не приходилось. Тогда люди и познакомились с алкоголем и некоторыми из его проявлений - вызывать сон, приглушать боль, отравлять.

С античных времён до наших дней дошла легенда, рассказывающая о том, как двое пастухов, мучимые жаждой, зашли к крестьянину и попросили воды. Тот посетовал на пересохший колодец, но пастухи являли собой жалкий вид и были близки к смерти. Тогда крестьянин сказал, что у него осталось немного перебродившего виноградного сока. Пастухи согласились. У них закружилась голова, появилась тошнота, нарушилась координация движений, что было расценено, как умышленное отравление. Не помня себя от ярости, пастухи убили крестьянина и обессиленные заснули. Пробудившись, ужаснулись содеянному...

Из-за обезболивающего и усыпляющего эффекта вино стали считать полезным и использовали его в качестве лекарства. Не секрет, что алкоголь как средство для наркоза, не сдавал позиций до ХIХ века - до появления эфирного наркоза, хотя известны случаи применения алкоголя в качестве наркоза и в наши дни.

Объяснение “пользы” вина у древнего человека могло быть только религиозно-мистическим. Считалось, что в вине живёт добрый дух, который помогает выжить раненым. В дальнейшем обожествление вина стало более явным, и перешло даже в христианство, где в некоторых обрядах оно играет роль “крови Христовой”.

Отождествление вина с кровью - очень важный момент. Оно  началось с так называемого “братания через кровь”, существовала традиция надрезания ладоней и взаимное слизывание крови, которая была достаточно неприятной. По летописям легко проследить, как в истории цивилизаций обряды становились гуманнее: человеческие жертвоприношения сменялись приношением в жертву животных, затем символов - изображений животных. Тоже происходило и с обрядом братания: цветом кровь и вино схожи, мистическая “жизненная сила” приписывалась и крови и вину. Таким образом, обряд братания через кровь сменился обрядом взаимоугощения вином. По завершении изначального обряда по ритуалу полагалось веселиться, петь, танцевать - ведь заключен мир, это было перенесено и на последующие его вариации. А, если заключали мир вожди враждующих племен, то пили вино и веселились все члены племени.

Вот так человечеством была сделана грандиозная ошибка - отравление вином стало восприниматься как сигнал к началу веселья, к началу дружеского общения, что и закрепилось в информационных программах социального поведения людей.

Секрет изготовления алкоголя открыли арабы еще в древние времена. Но, насколько мне известно на данный день, история не сохранила имя первого человека, открывшего алкоголь миру. Дожившие до наших дней легенды говорят об этом по разному: одни утверждают, что чистый алкоголь ( этанол ) впервые был получен путем перегонки из перебродившего виноградного сока арабским врачом Альбуказесом в VII или XI веке, другие приводят имя итальянского монаха Валентинуса.

Археологические исследования показывают, что опьяняющие свойства алкоголя были известны со времен первобытного общества. Уже тогда человечество задумалось, что такое алкоголизм. Люди, жившие задолго до нашей эры, понимали опасность, которую несет в себе пьянство. Так, первый записанный закон против этого зла был опубликован китайским императором Ву Вонгом в 1220 году до нашей эры, - тогда люди злоупотребляющие алкоголем приговаривались к смертной казни.

Тексты древнеегипетских папирусов свидетельствуют, что жрецы тоже умели изготавливать пиво и брагу. Однако, эти знания хранились в тайне и, вероятно, использовались ими в субъективных корыстных целях для управления доверенной им паствы.

В древней Индии существовал закон, запрещающий употреблять вино: нарушителям вливали в горло кипящее вино, публично клеймили.

В древней Греции мужчинам на торжествах разрешалось пить вино, разбавленное водой, и только по достижению 30-летнего возраста, а кормящим женщинам за употребление даже разбавленного вина грозила смертная казнь.

Древние знали, что “человек, злоупотребляющий алкоголем, не может произвести на свет ничего путного”, например, греческий философ Диоген, увидев ребенка с отклонениями психического здоровья, говорил: “Его отец был пьян, когда мать его зачала”. Тот же Диоген, когда ему подали кубок вина, вылил его на землю, а на упреки окружающих ответил: “Если бы вино не погибло от меня, то я погиб бы от вина”.

В древней Спарте одним из этапов посвящения в войны было психологическое испытание. Будущего война и неизвестного раба сажали за один стол, который был полон разнообразной пищи и вина. Но молодому человеку не разрешалось прикасаться к тому, что было на столе, он должен был сидеть и наблюдать за рабом. Невольник, попадая на этот “праздничный пир”, набрасывался на всё, что лежало перед ним, в том числе и на креплёное вино. По мере опьянения, он всё больше уподоблялся животному: хватал всё руками, заталкивал в рот, проглатывал не жуя, растирал по щекам. От этого зрелища молодые люди испытывали полнейшее отвращения и на всё жизнь запоминали пагубное влияние алкоголя на сознание мыслящего человека. В наше время была расшифрована эпитафия на одной из могильных плит, которая гласит: “Он жил как раб - пил неразбавленное вино”.

В древней Греции, согласно указу Питтака Милетского, “содеянное во хмелю” каралось вдвое строже.

Аристотелю принадлежит знаменитая фраза: ” Пьянство - добровольное сумасшествие”.

В XIII веке алкоголь уже шествует по Европе: в 1330 году водка распространяется в южной Германии, к 1460 году его уже знают в Швеции, в конце XIV столетия от Генуэзцев, торговавших с нашими предками, она переселяется в Южную Русь. Впервые купцы из Генуи доставили водку в Москву в 1432 году, которая использовалась только в лечебных целях. Почти полтора столетия спустя появляется первый кабак: в 1552 году во время царствование Ивана Грозного. Стоит заметить, что царь понимал, чем грозит водка народу, и запретил простому люду её употреблять. Кабак разрешалось посещать в основном опричникам. Великой честью считалось для них царская чарка. Так царь нашёл средство ставить в зависимость нужных людей не только от царской милости, но и от водки, дабы проще было управлять ими.

Нехитрое винокуренное производство не утаить, и с этого момента начинается водочное шествие по Российской Империи.

Рассмотрим теперь историю алкоголизации Руси-России до XX столетия.

Русский писатель Тургенев И.С. в повести ”Певцы” так описывает деревенский кабак в небольшом селе Котловки Орловской губернии: ”…У самой головы оврага, в нескольких шагах от той части, где он начинается узкой трещиной, стоит небольшая четырёхугольная избушка, стоит она отдельно от других. Она покрыта соломой, с трубой, одно окно словно зоркий глаз обращено к оврагу и в зимние вечера, освещенное изнутри, далеко светится в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездой. Над дверью избушки прибита голубая дощечка. Эта избушка - кабак, прозванный ”Притынным”. Католический священник, серб Крижанин, прибывший в Московское государство, писал: …И когда они соберут деньжонок и придут в кабачный ад, то сбесятся вконец, и пропивают и рухлядь, какая есть дома, и одежду с плеч…" [7]. В июне 1652 года по настоянию патриарха Никона царь Алексей Михайлович издает грамоту: ”…во всех городах, где были наперед сего кабаки, быти по одному кружечному двору, а в меньших где малолюдно, в тех сёлах кружечным дворам не быть…” Кабаки вокруг Москвы должны были продавать вино по ценам не ниже московских. Москвичи обязаны были покупать спиртное оптом и в розницу только в одном месте, им не разрешалось покупать вино в других местах. Чтобы в Москву не поступало привозное вино, было приказано въезжать в город только через определённые ворота, около этих ворот поставили охрану, которая следила за тем, чтобы никто не провозил вина.

 Реформы Петра I касались так же и алкоголя. Царю требовались деньги на содержание армии и флота. Именно тогда все частные винокуренные заводы переходят в казну.

Для контроля за производством и продажей алкоголя учреждается палата, которая должна была следила за тем, чтобы вино для продажи приобреталось только у казенных заводов.. В конце 1717 года Пётр I учреждает камерколлегию, в ведение которой переходят и все винокуренные заводы, сдача винных откупов, сбор кабацкой прибыли, откуп на табачную торговлю, московские и перевозные подати.

 Отпускная система приобретает всё большее значение в организации продажи спиртных напитков. Откуп давался на 4 года и только лицам купцам. Казна, отдавая продажу вина на откуп, получала крупные суммы доходов. Так в 1749 году при цене за ведро вина 1 рубль 88 копеек серебром казна имела доход 1 млн. 785 тыс. 995 рублей, а в 1753 году 2 млн. 666 тыс. 909 рублей [7]. Императрица Елизавета Петровна указом 1756 года потребовала построить в каждой губернии казенные винокуренные заводы, дать право купцам-откупщикам иметь столько кабаков, сколько они пожелают, разрешить им ношение шпаги и иметь эмблему с государственным гербом. Право на откуп продажи вина стало предметом больших азартных торгов. Откупная сумма составляла до 40% государственного дохода.

Почти столетие указ императрицы определял всю организацию производства и продажи спиртных напитков, откупную систему в России. В 1861 году Государственный совет отменяет откуп и вводит акциз, который распространялся не только на водку и вино, но и на пиво, брагу, сусло, мед. Слово ”кабак” со временем стало неблагозвучным и их  переименовали в питейные дома

    К концу царствования Александра III забота правительства о дворянстве усилилась, ибо министр финансов Витте С.Ю. понимал, что главная поддержка самодержавия в России - это дворянство. Таким образом, речь, в сущности, шла о дворянских выгодах. Витте добился казенной монополии на всю Россию. С 1 июля 1901 года повсеместно в Европейской России водворяется казенный кабак - вводится государственная водочная монополия.