Совершенствование организации работы сестринского персонала
Научные материалы / Развитие сестринского дела на современном этапе / Совершенствование организации работы сестринского персонала

В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью.

Серьезным ограничением существующей системы оказания населению медицинской помощи является отсутствие общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует единая система управления сестринскими службами на всех уровнях, что негативным образом сказывается на качестве и эффективности работы сестринского персонала.

Необходимо создание многоуровневой системы управления сестринскими службами с рациональным распределением задач и полномочий сестер-руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управ­ления здравоохранением субъектов Российской Федерации и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.

Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификации.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических, так и в больнич­ных условиях должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.

Требуется создание информационных систем, позволяющих использовать сопоставимые данные о повышении качества помощи населению.

С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация уч­реждений здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических систем.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестрин­ского персонала во всех ее организационных формах.

К сожалению, пока в нашей стране в сестринском деле как самостоятельной профессиональной отрасли нет достаточного количества высококвалифицированных специалистов, занимающихся выработкой идеологии, созданием учебников, методических материалов. Всем этим в основном занимаются врачи.

С другой стороны, нельзя не отметить консерватизма врачей (да и медсестер), который препятствует изменениям в сфере сестринского дела. Действительно, сестринское дело всегда ориентировалось на удовлетворение потребностей врачей и развивалось не как профессия сама по себе, а просто следовало за развитием медицины, становясь все более функциональным и целенаправленным. Врачу удобно иметь рядом медсестру как помощника, а не как равноправного партнера.

Опрос 31 врача и 45 медсестер Сергиево-Посадского района, проведенный в июне 2000 года, показал, что медсестры больше знают о сестринском процессе, чем врачи, и оптимистичнее относятся к его будущему (см. таблицу).

Из приведенных данных видно, что они уже склонны осознавать свой профессиональный статус в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе.


Таблица

Результаты опроса практикующих врачей и медсестер

Показа-тели

Ничего не слышали о

 

Вроде бы

 

Слышали

Слышали и даже знают

Сестринский процесс

 

сестринском процессе

слышали

 

что это такое

не будет внедрен никогда

Будет внедрен

 

 

 

 

 

 

через 30 лет

через 20 лет

через 10 лет

Врачи М/с

61.3% 46,7%

16.1% 8,9%

12,9% 24,4%

9,7%

20%

64,5% 40%

12,9% 11,1%

16,1% 16,1%

6.5% 32,8%

Показа-тели

При переходе на новую модель оказания помощи будет труднее

Внедрению принципа информированного согласия на лечение мешают

 

медсестрам

врачам

всем

затрудняюсь ответить

врачи

медсест-ры

пациенты

затрудняюсь ответить

Врачи М/с

54.8% 46.7%

22% 15.6%

16,1% 36.6%

6,5%

 11,1%

41.9% 53.3%

12,9% 11.1%

29% 6.7°.

16.2%  9%