Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятель­ность человека. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например в юридической практике.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. Человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Но каким образом это происходит? Для раскрытия этого вопроса предлагаю рассмотреть наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций прояв­ляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина, при эмоции страха повышает способность к бег­ству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обрат­ному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помотает рас­познать угрожающие стимулы.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действо­вать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмо­цией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепля­ют приемлемые формы поведения. Таким образом, суть следообразуюшей функции эмоций заключает­ся в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем.

Функция побуждения и поддержания деятельности. Как я уже отмечала, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от прогулки. То есть эмоции являются субъективной формой существования по­требностей. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмо­ции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начина­ет смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто под­хватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмо­ций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаем­ся» с природой, произведениями искусства, животными и растени­ями.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нару­шить эффективное протекание деятельности. И все же даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обуслов­ливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Страницы: 1 2