Агрессивное поведение
Научные материалы / Агрессивное поведение
Страница 3

главному(агрессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической

энергии, служащей для компенсаторного преодоления(агрессивным путем) органических

недостатков, свойственных тому или иному индивиду;" .неустойчивое психологическое равновесие

восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и

проявление агрессивного импульса". В случае одномоментного проявления, сексуального, и

агрессивного инстинктовпоследний(по мнению Адлера) всегда доминирует. В последующем Адлер

пришел к выводу, что агрессивный инстинкт (импульс) есть способ преодоления

(препятствий,преград на пути к цели, витальным потребностям) и; следовательно адаптации.(2)

Г.Маркузе пользуясь учением Фрейда утверждает, что цивилизация начинается с введения

запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации

инстинктов: а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся

групповых отношениях, и б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины

и природы, а также индивидуальной и социальной морали. По мере того как союз этих двух сил все

более и более успешно способствует сохранению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх над

Танатосом: социальное использование вынуждает инстинкт смерти служить инстинктам жизни.

Однако сам процесс цивилизации и увеличивает объем сублимации и контролируемой агрессии; и в

том и в другом случае происходит ослабление Эроса, высвобождающее деструктивность.

Это заставляет предположить, что прогресс связан с регрессивной тенденцией в структуре

инстинктов, и что рост цивилизации наталкивается на постоянное (хотя и подавляемое)

побуждение к окончательному удовлетворению потребностей и достижению покоя. Макс Шеллер

указал, что "сознательный или бессознательный порыв или воля к власти над природой является

главным мотивом в отношении современного человека к бытию, который в структурном плане

предшествует современной науке и технологии как "до и алогическое" начало научной мысли и

интуиции. Организм "a priori" переживает природу как стремящуюся к господству и потому

подлежащую овладению и контролю. А следовательно, труд превращается в силу и провокацию,

направленную на борьбу с природой, на преодоление сопротивления. При установке на такое

отношение к труду образы объективного мира предстают как " символы направленности агрессии";

действие предстает как осуществление господства, а реальность как сопротивление(8).

Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и

для животных-это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от

ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия

служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает,

как только исчезает опасность. Другой вид представлен "злокачественной" агрессией-

деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически

отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит

биологическому приспособлению и не имеет таким образом никакой конкретной цели. Фромм

понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной

как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничение между естественными

влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими

страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт-это ответ на

физиологические потребности человека, а страсти-это ответ на экзистенциальные потребности, и

потому последние являются исключительно человеческими(1).

Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек чувствует, думает и

поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Таким

образом, агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной(т.е.наиболее

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8