Агрессивное поведение
Научные материалы / Агрессивное поведение
Страница 7

такого характера абсолютно естественными. Человек с садистически-эксплуататорским характером

может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность(там же).

Фромм вводит понятие "социальный характер", под которым понимает

трансцедентирование человеческой(имманентной ему как биологическому виду) энергии в

специфической форме необходимой для функционирования конкретного общества. Категория

"характер" вводится Фроммом, как одна из важнейших для объяснения феномен злокачественной

агрессии, т.к. страсть к разрушению и садизм обычно коренятся в структуре характера. Таким

образом, у человека с садистическими наклонностями эта страсть по объему и интенсивности

становится доминирующей компонентой структуры личности.

Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление

ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. некрофилия

характерологическом смысле определятеся Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому,

больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание превратить все живое в неживое,

страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто механическому(небиологическому)

а, кроме того, страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к

мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может

проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем-

насилие. Для некрофила характерно убеждение, что насилие это- "способность превратить

человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда

не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее

явное представительство некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее

формах(ипохондрия), а также к теме смерти(там же).

Трудноуловимой чертой некрофильского характера является

безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмпатии, а также тонких

эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный некрофил может говорить о вещах,

которые сами по себе могли бы быть и интересны,но преподносит он их чопорно, холодно,

безучастно, педантично, безжизненно и формально. Противоположный тип характера- биофил,

напротив, может говорить о переживаниях, которые сами по себе не очень интересны, но подает он

их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. В качестве

яркого примера некрофильского характера Фромм приводит Гитлера, анализируя становление его

личности на протяжении всей его жизни(1).

Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических

потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется

для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает

человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.

Согласно Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне

не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.

Жажда власти, жадность или нарцисизм-все эти страсти определенным образом проявляются в

сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся

бы точнее , чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о

"заученном поведении", о стереотипе или подражании.

А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта,

его представления и рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату

контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостаток-

иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна-он

считает человека "фантазирующим существом". Одиночество и самоуглубление.

Существенный признак отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11